Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики - Плешаков А., Румянцев А. Подробности. Категория: Узнай- ка! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во- первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во- вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок.
Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому — об этом рассказывает книга по экологической этике. Большой старый дуб в лес по ягоды если тебе нужны лекарственные растения собирая грибы кому нужен мухомор?
Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора.. И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает. Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему.
Книга по экологической этике 'Великан на поляне' рассказывает как лучше вести себя на природе, как стать добрым Великаном. Главная » Книги » Румянцев Александр Анатольевич » Великан на поляне или первые уроки. И только мухоморы так и высовывались, так и выглядывали — из-за гнилого пня, из-под вороха сухих листьев, из-за зелёного пучка травы. Интересные рецензии пользователей на книгу Великан на поляне, или. А умный грибник мухомор трогать не станет, потому что знает, нет в природе ничего лишнего. А значит, и мухоморы ей зачем-то нужны.
Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов.. Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться. Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по- другому: «Первые уроки экологической этики».
Что это означает? Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо. А экология — это наука о нашем природном доме. Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое- чему научить.
Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится. На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники.
Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух — это всё природа. И если человек красив, добр, умён, то именно таким — красивым, добрым, умным — должно быть его поведение в природе. ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯС БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙЖивёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук — бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком- нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.
Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят. Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, — насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.
Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук- скакун?
Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка- медведица? Не прожужжит ли где- нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень? Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.
Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она — золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер.
И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка. Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда- то по своим делам.
Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему?
Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают.. Может быть, и тебе посчастливится, и когда- нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук. О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУКДва майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.— Как хорошо жить на свете, — сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.— Да, — поддержал другой. Посмотрите, не бегут ли они за мной?— Кто?! Здесь никого нет, кроме нас. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это — мальчишки?— Вы счастливые, — произнёс прилетевший жук, немногоуспокаиваясь.
А я знаю, увы.. И он рассказал свою историю.— Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы.
У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно.
Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму. Жук перевёл дух и страдальчески посмотрел на потрясённых слушателей.— Да- да, это всё было, да- да, — сказал он и продолжал. Они клали передо мной какие- то брёвна, называемые карандашами, и заставляли перелезать через них. А когда я отказывался, они толкали меня сзади изо всех сил.
Как это было унизительно.. Затем они взяли толстую верёвку, которую называли ниткой, и хотели привязать её к моим ногам. Они хотели, чтобы я летал на этой нитке им на потеху.
Ох, как я боролся, как боролся.. К счастью, в этот момент раздался какой- то оглушительный звон. Мои мучители закричали: «Звонок! Звонок!», и все куда- то побежали.
Я воспользовался суматохой и вырвался из лап главного мучителя. Мои крылья, мои чудесные, сильные крылья спасли меня. Я вылетел через открытое окно и помчался что было силы. Я летел, не разбирая дороги, всё дальше, дальше. Я боялся, что они преследуют меня..
Будьте добры, посмотрите, всё ли у меня цело — ножки, усики.. Два жука внимательно осмотрели своего измученного собрата и поспешили заверить его, что всё в порядке.— Поешьте, — предложил один из них с глубоким вздохом, — здесь очень вкусный листочек. А другой задумчиво произнёс: — Надо же, как всё- таки опасно жить на свете..
СЛУЧАЙ С ЖУКОМ- ГРИБНИКОМВ тот тёплый июльский день Танин папа принёс из леса много грибов. Таня с интересом рассматривала разные грибы в корзине. Особенно ей понравился большой подберёзовик. Она взяла его и с восторгом воскликнула: «Мама, смотри, какой красивый гриб!»И в этот момент маленькое, не больше сантиметра, юркое существо выскочило из грибной шляпки и побежало по руке девочки, а затем упало на пол и устремилось под шкаф.«Ой, кто это?!» — воскликнула Таня и с испугу уронила гриб. Мама заглянула под шкаф. Маленькое существо выбежало на середину комнаты и заметалось там, а потом забегало вокруг ножки стула.
Это было какое- то насекомое, кажется — жук.«Его надо немедленно раздавить, а то ещё укусит», — сказала мама и принялась ловить жука. А тот, словно поняв, что вот- вот погибнет, быстро забрался на папину ногу и застыл, как будто просил защиты. Папа сидел молча и с любопытством рассматривал необычного жука. А тот действительно был необычным.
У большинства жуков брюшко закрыто твёрдыми надкрыльями, а у этого — нет. Бегая, он поднимал и опускал своё брюшко. Наверное, это движение испугало маму, как будто жук хочет ужалить, но ведь никакого жала у него и в помине нет.
Учёные называют этого жука грибником, а если совсем точно, то грибником рыжим. Называют так за то, что он встречается в грибах и окрашен главным образом в рыжий цвет. Впрочем, голова и часть брюшка у него чёрные. Голова у грибника большая, а на ней длинные, словно кинжалы, челюсти. Другое название этого жука — хищник рыжий. Он действительно хищник, но опасен только для мелкой живности, обитающей в грибах. И прежде всего для маленьких «червячков» — личинок грибных комариков и мушек, тех самых, из- за которых грибы бывают червивыми.
Вот такой это оказался жук. Что же с ним делать? Мнения разделились. Мама по- прежнему хотела его раздавить, а папа предложил отнести жука в лес. Этому очень обрадовалась Таня, ведь она совсем не желала гибели грибного жука.
Папа ловко поймал рыжего грибника и посадил его в баночку. Потом принёс и положил туда несколько зелёных листочков. Он закрыл баночку крышкой со множеством отверстий, чтобы жук не задохнулся.
Утром следующего дня папа по дороге на работу зашёл в ближайший небольшой лес и отпустил жука на волю..